XIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Надеева Елена Геннадьевна

Магистерская программа «Консультативная психология»

Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет

Факультет «Консультативная и клиническая психология»

Внутренний диалог «клиент-терапевт» и терапевтический процесс
Многими исследователями терапевтического процесса замечено, что одной из
важных сторон терапии является внутренний диалог клиента [2]. Согласно В. Л.
Измагуровой [1], «внутренний диалог представляет собой психологический,
психолингвистический и психотерапевтический феномен., [...] Возможно субъективное
наблюдение внутреннего диалога. [...] Внутренний диалог – один из способов
преобразования субъектом эмоционально насыщенных, личностно и (или)
интеллектуально значимых содержаний сознания. Это механизм взаимодействия
смысловых позиций сознания, которые могут быть конфликтными (противоположными),
неоднозначными (противоречивыми) или нейтральными» (Измагурова В.Л., 2006, с. 30).
В нашем исследовании сделана попытка отследить и описать общие характеристики
процесса внутреннего диалога клиента со своим терапевтом. Нами были составлены два
опросника с вопросами открытого и закрытого типа, к участию в опросе был приглашен
61 человек.
Анализ качества реального и воображаемого контакта показал следующее:
- качество и особенности воображаемого контакта имеют непосредственную связь с
длительностью терапии: при продолжительности терапии более 5 лет более чем у 39%
респондентов присутствует внутренний диалог; при 3-5 годах терапии более 27%
опрошенных указывают на наличие этого феномена;
- по нашим данным во время терапии внутренний диалог присутствует более чем у
80% респондентов. После окончания терапии он постепенно прекращается: у 15%
респондентов он длится около 3 лет после окончания терапии; но в отдельных случаях
(около 2-3 % респондентов) продолжается еще достаточно долгое время (более 3 лет
после окончания терапии);
- исследование показывает, что внутренний диалог не зависит от повода обращения
за терапией. Эти поводы следующие: личностный кризис, клинические и
психосоматические симптомы, кризис семейных отношений, а также курс длительной
психотерапии, обязательный в рамках обучения психотерапевтическому подходу;
- респонденты характеризуют качество своего терапевтического альянса с
терапевтом как отличное (54%) и хорошее (41%): наличие внутреннего диалога связано с
личным представлением клиента о качестве контакта со своим терапевтом;
- такие качества терапевта, отмеченные респондентами, как эмпатия, искренность,
интеллект, остроумие и другие, способствуют формированию и сохранению реального и
воображаемого контакта с ним;
- 66% респондентов сообщают, что обращаются к терапевту 1 раз в неделю. На наш
взгляд, в 82% этих ответов можно говорить о занижении частоты внутреннего диалога,
так как характеристики внутреннего диалога с терапевтом в открытых вопросах
респондентов свидетельствуют о восприятии диалога как «решении текущих ситуаций
здесь-и-сейчас» либо как о незавершенных эмоционально важных ситуациях, которые
респонденты не решаются озвучить на реальных встречах. С нашей точки зрения, при
наличии указанных смыслов внутреннего диалога можно предполагать, что в реальности
внутренний диалог происходит чаще, чем 1 раз в неделю. Это расхождение требует
уточнения в дальнейших исследованиях.
- внутренний диалог с терапевтом не является полноценным диалогом, происходит
перераспределение диалоговой активности: во время диалога клиент в основном
«говорит» сам, почти не вступая во внутреннее взаимодействие с собеседником;
- примерно 52 % респондентов обсуждает свой внутренний диалог во время
реальных сессий. Около трети респондентов упоминают о чувстве стыда, находящейся
«где-то рядом» при возможности обсуждать свой воображаемый диалог на сессиях.
Другие указанные респондентами чувства: радость (43%), смущение (21%), печаль (13%),
злость (15%);
- внутренний диалог переживается клиентом как терапевтически действенный: по
его завершении респонденты испытывают облегчение и хотят продолжить разговор на
сессии; клиенты обращаются мысленно к терапевтам в различных кризисных ситуациях;
наличие хорошего живого контакта, доверия и «воспоминания» о своём терапевте и
возможности мысленно к нему обратиться способствует переживанию терапевтической
действенности воображаемого контакта.
Таким образом, описание особенностей внутреннего диалога может быть полезно
для более полного и глубокого понимания процесса психотерапии и для возможного
понимания соотношения живого и воображаемого терапевтического контакта.
Литература.
1. Измагурова В.Л. Внутренний диалог как механизм развития сознания: автореферат
диссертации кандидата психологических наук : 19.00.01. — М,2006.
2. Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы
психологической клиники// Московский Психотерапевтический журнал, 1992. №1.
С. 33-48.
Made on
Tilda